В ходе заседания Совета при Президенте по развитию местного самоуправления, прошедшему в Иванове, Владимир Путин обратил внимание его участников на то, как в нашем регионе организована работа с общественностью и призвал использовать этот опыт. «Это неплохая работа, и можно было бы использовать опыт таких субъектов как Ивановская область», - отметил Президент РФ.В центре заседания Совета были вопросы реализации новых норм законодательства о местном самоуправлении.
«Проблемы и разбалансировки в системе местной власти очевидны для всех. Смысл изменений, которые предлагаются, - в том, чтобы убрать эти диспропорции, в целом повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, которые проживают на конкретных территориях», - сказал, открывая заседание, Владимир Путин. Он отметил большую работу, которая была проведена в связи с подготовкой изменений в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Президент особо подчеркнул, что благодаря широкому диалогу, путем заинтересованной дискуссии удалось сблизить позиции практически всех заинтересованных сторон. На сегодняшний день закон подписан, и Владимир Путин подробно остановился на его новациях и оговорил сроки реализации ключевых моментов.
Так, в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим добавлена ещё одна модель организации муниципальной власти. «Принятые поправки предполагают возможность создания новых видов муниципальных образований в крупных городах – городского округа с делением на внутригородские районы. Нормы эти, - и я хотел бы это особенно подчеркнуть, - не носят императивного характера, они не навязываются, и они не обязательны, но это ещё одна из опций, которую вы можете выбрать, один из вариантов в дополнение к тому, что функционировало, действовало до сих пор», - отметил, обращаясь к участникам заседания, Президент РФ. Каждая конкретная территория вправе сама решать, как строить систему местной власти, какая форма организации МСУ в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли сделан выбор в пользу избрания главы муниципального образования прямым голосованием или это право жители делегируют избранному ими же представительному органу муниципальной власти.
Владимир Путин подчеркнул, что создаются правовые возможности для того, чтобы максимально приблизить муниципальный уровень власти в больших городах к жителям и их проблемам, сделать так, чтобы граждане принимали непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в том числе и через территориальное общественное самоуправление. «При этом усиливается ответственность избранных представителей перед гражданами: придётся гораздо больше времени проводить на территории, вплотную заниматься повседневными вопросами, активнее напрямую работать с людьми. Во всяком случае, авторы этого закона, да и я, честно признаюсь, на это очень рассчитываем», - особо отметил Президент РФ. Он подчеркнул, что теперь начинающие политики, в том числе из непарламентских партий, общественные активисты, вне зависимости от своих политических взглядов получат дополнительные возможности, им станет проще избираться в местные органы власти.
Обратил внимание Владимир Путин на такую новацию закона как четкое разграничение полномочий. «Внесенные в 131-й закон поправки закрепили ключевые, если можно так сказать, политические моменты, те красные линии, за которые нельзя переступать в этих полномочиях местного самоуправления». За низовым уровнем муниципальной власти закрепляются задачи и полномочия, которые обеспечивают его самостоятельность и независимость, например, управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление структуры органов местного самоуправления, установление местных налогов и т.п. Региональная же власть получает право перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетом, тем самым увеличивается ответственность регионов за согласованное и продуктивное взаимодействие с муниципалитетами. «Это значит, что никакого произвольного, волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня на другой быть больше не должно. Так, решения о перераспределении полномочий в отношении конкретного муниципалитета должны закрепляться соответствующим законом субъекта Федерации, а сами полномочия передаваться только вместе с финансовыми средствами на их реализацию. Это дает возможность обеспечить дифференцированный подход к каждому муниципальному образованию, учесть особенности его развития, кадровый и экономический потенциал. При этом регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил, что, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Нельзя, чтобы этот подход раз за разом менялся, и менялись эти правила. Если решение о перераспределении принято, оно должно действовать в течение всего срока, на который избран региональный парламент. Это своего рода договор о солидарной ответственности между регионом и муниципалитетом, и выполнение этого договора не должно зависеть от личных отношений губернатора и мэра, от партийных предпочтений, пристрастий или других конъюнктурных моментов текущего дня», - подчеркнул Владимир Путин.
Он еще раз вернулся к тому, что в основе определения оптимальной модели организации местного самоуправления на территориях лежит свобода выбора. При принятии того или иного решения голос с мест должен быть услышан. Первоочередная задача руководителей регионов – «организовать диалог с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации». Также Президент РФ определил оптимальный, по его мнению, срок, достаточный для того, чтобы обсудить и принять все необходимые нормативные акты во всех субъектах России. По мнению Владимира Путина, эта работа займет полгода.
Давая свою оценку принятым изменениям 131-го ФЗ, временно исполняющий обязанности Губернатора Ивановской области Павел Коньков подчеркнул важность того, что конструкцию власти на своих территориях регионы будут определять самостоятельно. Таким же ключевым моментом является то, что распределение полномочий между уровнями власти будет четким и согласованным, и регламентироваться законом субъекта РФ. «Политическая система в муниципалитетах Ивановской области, функционирует, на мой взгляд, нормально. Не думаю, что в этом аспекте нам надо что-то серьезно и принципиально менять. Однако мы в обязательном порядке обсудим с общественностью возможность деления города на районы, как это предлагается в обновленном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Квинтэссенцией же нового закона считаю возможность широкой дифференциации: важно, что каждый регион может учесть свои местные условия и принять окончательные решения, исходя именно из этого фактора», - отметил Павел Коньков.